Фестиваль «Парад дирижёров» в Павлодаре проводился впервые, приурочили его к столетию нашего известного земляка, музыканта Рустамбека Омарова. Он родился в сентябре 1919 года в ауле Щербакты на территории современного района Аккулы Павлодарской области. В середине 30-х годов прошлого века учился в Ленинградском музыкальном училище, воевал в годы Великой Отечественной войны, а в 1951 окончил Алма-Атинскую консерваторию имени Курмангазы по классу домбры. Выступал в составе Казахского оркестра народных инструментов имени Курмангазы, был солистом, оркестр много гастролировал по странам ближнего и дальнего зарубежья. В 1967 году удостоен звания заслуженного артиста Казахской ССР, а через девять лет стал народным артистом республики.

Такие фестивали известны во всём мире – когда на сцене царят не солисты и творческие коллективы, а дирижёры. Обычно такие мероприятия проводятся разово и не становятся постояннодействующими фестивалями-конкурсами. Как рассказали в областной филармонии, с инициативой организовать концерт памяти народного артиста Казахстана Рустамбека Омарова выступили его потомки, а коллектив Павлодарской областной филармонии с удовольствием поддержал предложение. Здесь нужно отдать должное павлодарскому дирижёру, руководителю нашего областного оркестра казахских народных инструментов им. Р. Омарова, заслуженному деятелю Республики Казахстан Талгату Каримову: именно благодаря его связям и знакомствам с дирижёрами из разных городов и стран удалось собрать для выступления прекрасных артистов. Ну, и самим музыкантам надо воздать должное: без устали играть на протяжении двух с половиной часов, следуя манере дирижирования самых разных маэстро – с такой задачей справится не каждый коллектив. Да и репертуар подобрали разноплановый: от кюев Курмангазы до мировой классики.

Начался концерт с исполнения известнейшего кюя Курмангазы «Сарыарка», после чего прозвучала песня Рустамбека Омарова «Жастык шак», название которой и дало название концерту. Это произведение исполнил областной оркестр казахских народных инструментов под руководством Талгата Каримова.

Затем на сцену вышли гости из России – дирижёр и художественный руководитель Государственного оркестра Республики Алтай (известный композитор, музыкант-аранжировщик и педагог) Владимир Кончев, который занял место за дирижёрским пультом, и лауреат международных конкурсов по горловому пению Добрыня Сатин (Республика Алтай). В исполнении нашего оркестра и Добрыни Сатина, который играл на комусе, прозвучала торжественная сюита «Алтай» В. Кончева.

Комус – это близкий родственник казахского шан-кобыза. Подобные самозвучащие язычковые инструменты широко распространены среди народов Азии. Этот музыкальный инструмент считается одним из древнейших на земле. Павлодарский зритель оказался просто пленён исполнением этой оригинальной сюиты, как и «Попурри на алтайские темы», прозвучавшего позднее. Автор этой композиции тоже Владимир Кончев. На этот раз Добрыня продемонстрировал, что он виртуозно владеет и другими алтайскими национальными инструментами: смычковым икили, который можно сравнить с кобызом (правда, он отличается формой и во время игры упирается в сомкнутые голени), щипковым инструментом топшуром (здесь можно провести аналогию с домброй) и духовыми инструментами, в том числе амыргы и шоором. Добрыня Сатин – известный исполнитель горлового пения, лауреат многих международных конкурсов. Между прочим, в конце фестиваля гости из России подарили каждому из выступавших дирижёров по комусу.

Надо отметить, что это не единственное знакомство павлодарского зрителя с экзотическими для нас музыкальными инструментами. Исполнитель из Монголии Чинбат Орхонбаатор продемонстрировал игру на монгольском рожке эвэр-бурээ, который в прошлые века использовался и как охотничий рог, и как музыкальный инструмент. Уже в прошлом веке инструмент несколько раз модифицировался – в шестидесятые годы внесенные изменения позволили приблизить тембр инструмента к кларнету, а через десять лет строй инструмента изменили на хроматический и расширили его диапазон. В некоторых музыкальных колледжах России (например, в Бурятии) введено преподавание игры на эвэр-бурээ. Монгольский исполнитель и композитор познакомился с павлодарским дирижёром Талгатом Каримовым во время учёбы в Сеуле, давняя дружба переросла в сотрудничество. Перед поездкой на фестиваль он долго готовился – изучал творчество Рустамбека Омарова и игру нашего оркестра. На фестивале впервые исполнил с оркестром собственную песню, посвящённую девушке-беркутчи Айшолпан Нургайыпкызы – этнической казашке из Монголии. В его исполнении прозвучал «Чардаш» Витторио Монти, продемонстрировав, как органично этот инструмент вливается в любое музыкальное сопровождение и придаёт новые краски уже известным произведениям.

Из зарубежных гостей на павлодарской сцене выступил художественный руководитель симфонического оркестра мэрии Бишкека и оркестра народных инструментов, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии правительства Кыргызской Республики Бактыбек Тилегенов. При его дирижировании исполнены произведения Сардарбека Жумалиева «Тан чырыры» (вокал – павлодарский солист, лауреат международных конкурсов Нуржан Саркамбаев), кюй Курмангазы «Балбырауын» и пьеса кыргызского композитора Атая Огонбаева «Маш ботой».

В концерте участвовали несколько солистов, в том числе солистка театра «Астана опера» Асем Сембина и павлодарка Олеся Скорикова – солистка областной филармонии. Асем Сембина виртуозно исполнила «Испанскую песню» Делиба и произведение казахского композитора Латыфа Хамиди «Булбул» (дирижёр Али Алпысбаев из Талдыкоргана), с которым многие казахстанцы когда-то познакомились в блистательном исполнении Бибигуль Тулегеновой. Олеся Скорикова исполнила арию Чио-Чио-сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» (дирижёр Даурен Глымов из Нур-Султана).

Гость из города Орал – отличник культуры, член Союза композиторов Казахстана Еркин Нурымбетов дирижировал исполнением собственной симфонической поэмы «Акжайык», а когда место за пультом занял дирижёр Казахского академического оркестра народных инструментов, заслуженный деятель Республики Казахстан Жанас Бекентуров и прозвучало попурри на песни Асета Бейсеутова, зал начал подпевать и аплодировать.

Концерт был долгим, но зрители не спешили расходиться, настолько интересной и разноплановой оказалась его программа и превосходным исполнение. Иногда дирижёры настолько увлекались произведениями, что сами садились с домброй в составе оркестра. В завершение фестиваля с поздравительной речью выступил руководитель областного управления культуры, развития языков и архивного дела Ернур Дауенов. Затем на сцену поднялась дочь Рустамбека Омарова Карлыгаш апай, которая поблагодарила всех музыкантов и областную филармонию за организованный фестиваль и подарила нашему оркестру домбру своего отца.

Следует отметить, что фестиваль проходил два дня. Концерт стал его завершающим аккордом. А в первый день проводились мастер-классы для молодых музыкантов, работали площадки для обмена опытом. Наверняка наш знаменитый земляк, чьей памяти посвящался фестиваль, одобрил бы такую программу, ведь он и сам был не только талантливым исполнителем, но и прекрасным педагогом.

 

Галина ЕГОРОВА.

Фото предоставлены Павлодарской областной филармонией.


И никакого обмана!

Автор романа «Год обмана», по которому был снят фильм «Мой любимый раздолбай», Андрей Геласимов станет автором «Тотального диктанта», который состоится в апреле будущего года.

Уже несколько лет подряд организаторы сообщают о новом авторе за несколько месяцев до самого диктанта. Это позволяет всем поклонникам познакомиться с автором и его произведениями поближе. Найти же его тексты для диктанта всё равно невозможно – они нигде не публиковались и создавались специально для «тотальника».

Андрей Геласимов родился и вырос в Иркутске, окончил факультет иностранных языков, учился в ГИТИСе, стажировался в Великобритании. В литературе начинал как переводчик: опубликовал в журнале «Смена» перевод романа Р. Кука «Сфинкс». В 2001 году вышла его первая книга «Фокс Малдер похож на свинью» и сразу вошла в шорт-лист «Премии Ивана Белкина». Через год за повесть «Жажда» писателя отметили поощрительной премией Аполлона Григорь­ева. Ещё год спустя был опубликован роман «Год обмана». Неоднократно Андрей Геласимов выступал в качестве сценариста – например, писал первый вариант сценария для скандального фильма «Матильда», является сценаристом сериала «Дом на Озёрной», в котором снялись Никита Высоцкий, Василий Лановой, Ирина Купченко, Илья Носков, Марина Богомолова и другие. А три года назад режиссёр Сергей Соловьёв снял по сценарию Андрея Геласимова фильм «Ке-ды».

В общем, многим любителям акции наверняка будет интересно узнать, что приготовил для них писатель. Секретов он раскрыл не слишком много, рассказав только о том, что все четыре части диктанта будут посвящены истории жизни Константина Циолковского. Рассказывая о своём участии в будущей акции, он признался: «В советской школе мы писали диктанты постоянно, но я радости от них не разделял: от них самолюбие моё страдало, а я хотел писать свои истории. Когда позвонили организаторы проекта, то я подумал, что настал мой час реабилитироваться за все поражения в прошлом. Если шутки в сторону, то я не сразу согласился: сильно большая ответственность грозилась лечь на мои плечи. Но поскольку преподаю в Литинституте и до сих пор иногда борюсь с «грамотностью» студентов, то своё участие посчитал возможностью повлиять на эту ситуацию. Давным-давно мечтал написать историю о зарождении гигантской идеи, которая меняет человечество и остается на века. Весь текст посвящён Константину Циолковскому, малоизвестным фактам из его жизни, может быть, поэтому он получился очень тёплым и личным».

 

Галина ЕГОРОВА.

irstar.kz