В Павлодаре провели общественные слушания по проекту строительства погрузочного причала на левом берегу Иртыша. Его собираются установить за 500 метров от моста Павлодар-Ленинский. Участок находится в пойме реки.

По мнению заказчика проекта ТОО «ПИК-ТАЙМ», причал снизит нагрузку на автотранспортную систему города, так оптимизируют логистику перевозки продукции.

Как рассказал директор ТОО Виктор Поднебесов, карьеры щебня находятся в Экибастузе, товар везут через Павлодар и направляют в Омск, а оттуда возвращаются с пиломатериалами.

Старый мост, по которому добирались до областного центра, закрыли для грузовиков, и перевозчикам пришлось ездить по новому мосту. Из-за этого транспорт проезжает лишние километры и делает большой крюк, говорит Виктор Поднебесов. В результате повышаются расходы компании, и продукция становится неконкурентной на российском рынке.

Авторы предлагают построить причал для разгрузок инертного груза и временного хранения. Щебень на участок хотят доставлять по существующей автомобильной дороге, дальше – перемещать продукцию на водный транспорт скиповым погрузчиком в комплексе с фронтальным погрузчиком. Когда закончится навигационный период, завезённое оборудование будут разбирать и перевозить на базу предприятия, остатки щебня зачищать фронтальным погрузчиком и перемещать на баржу. На территории причала не планируют строить постоянные сооружения, только временные.

По данным ТОО «ТЕХЭКО», в год на причале будут перегружать 150 тысяч тонн материалов, количество загрязняющих выбросов составит 14,7 тонн.

ТОО «ТЕХЭКО» оценило воздействие проекта на окружающую среду. Как говорится в документе, при строительстве не будут снимать плодородный слой почвы, не затронут земли государственного лесного фонда РК, не вырубят деревья.

Директор ТОО Дмитрий Мерзонов добавил, что жилая зона отдалена от выбранного под строительство участка на тысячу метров. Защищать дома от загрязнений будут естественные преграды – Иртыш, остров в центре реки с высоким берегом и деревьями, который создаст защитную стену.

По проекту на участке не планируют углублять дно реки, изымать новые площади. ТОО «ПИК-ТАЙМ» обязалось организовать специальные места, где в контейнерах будут накапливать твёрдые бытовые отходы и своевременно вывозить на городской полигон. Организация пообещала следить за гидрогеологическим режимом на Иртыше, соблюдать правила погрузки, не вырубать зелёные насаждения, защитить существующие деревья в зоне работ, после строительства пригласить специализированную компанию, которая сравнит и оценит возможные негативные последствия на растения от осуществляемой деятельности.

На общественном слушании участники поинтересовались, как причал повлияет на возможность горожан отдыхать на пляже рядом с мостом. В ТОО «ПИК-ТАЙМ» объяснили, что отдыхающие часто жгут костры и оставляют мусор в пойменной зоне, заходят в воду, хотя купаться у моста опасно и незаконно, о чём говорит запрещающий знак.

По мнению общественного объединения «ЭКОМ», заказчик навредил экосистеме участка до того, как получил разрешительные  документы на установку причала. Подрядчик ТОО «ПИК-ТАЙМ» завёз и оставил на территории пойменной зоны щебень.

Общественникам ответили, что естественный покров земли на участке повреждён давно. По данным Дмитрия Мерзонова, в советское время на территории 20 лет действовал причал для погрузки леса, гравия и других инертных материалов, от которого остались щебёночный слой и бетонное основание. Кроме того, заказчик обязался провести законное разбирательство с подрядчиком, который до разрешения завёз щебень.

В общественном объединении «ЭКОМ» уверены: во время установки причала на участке нарушат естественный растительный покров и навредят ландшафту, а при эксплуатации начнётся пыление.

- <…> Частицы пыли, РМ 2,5 и т.д. это всё же загрязнение, пыление. И данные выбросы по пыли представляют наибольшую опасность для организма человека. В настоящее время ВОЗ говорит о том, что количество смертей от повышенной концентрации пыли в атмосферном воздухе оценивается миллионами человеческих жизней, - подчеркнула председатель объединения Светлана Могилюк.

Она добавила, что разработчики проекта не учли особый статус водного объекта Иртыша, Закон об особо охраняемых природных территориях, статьи водного Кодекса РК, по которым  планируемая деятельность запрещена на выбранном участке.

- Хочу сказать, почему мы озабочены, что есть сейчас такой проект именно в пойме Иртыша. Это только первый шаг. Если сейчас такой проект получит реализацию в пойме как нарушение Законодательства РК в части всех режимов охранных, которые были для поймы установлены, то где гарантия, что не появятся новые проекты? Мы за баланс интересов, как экономических, так и экологических, - говорит Светлана Могилюк. – Стоит отметить, что есть мост, через который мы можем перевозить данный щебень. То, что он становится дороже, не должно становиться во главу экономических интересов, чтобы пренебречь экологией, нарушить естественную среду и комплекс поймы. И тут не аргументы, что это щебень, а не золото. Это, прежде всего, пыль, и поэтому её нормируют, так как она является вредным загрязняющим компонентом окружающей среды.

Общественные слушания признали состоявшимися. Предложения и замечания участников обещали учесть в протоколе встречи и материалах оценки воздействия объекта на окружающую среду. Проект доработают, устранят замечания и отправят на государственную экспертизу.

 

Ольга Бугаева
Фото автора

pavlodarnews.kz

Тэги:

Похожие материалы: